Всему виной дистанционка: Зло или новый формат обучения?

Родители в панике: дети не сдали ОГЭ. Число проваливших экзамен по математике впечатляет. Так, в Вологодской области не справились с заданиями 14,5% девятиклассников, а в ХМАО — 25%. В некоторых школах половина детей не смогла набрать минимальное количество баллов. А ведь задания были простыми!

Кто же виноват? «Конечно, дистанционка!» — решила общественность.

Почему так произошло? Ведь в теории дистанционное обучение — это система, близкая к идеалу:

  • учителя и ученики не тратят время на дорогу;
  • преподавателю не нужно отвлекаться на то, чтобы успокоить класс, настроить детей на работу, приструнить хулиганов;
  • нет необходимости снова и снова объяснять тему. Достаточно записать видеоурок;
  • значительная часть заданий проверяется автоматически, что тоже снижает нагрузку на преподавателя;
  • учащимся доступны интерактивные учебники, демонстрация опытов, которые немыслимы в условиях обычной школы, виртуальные экскурсии.

Дистант должен обеспечить равные возможности для учащихся из столичных и сельских школ, разгружает учителей и экономит время. А на деле? 

Дистант 2020 года: основные проблемы

При внезапном переходе на дистанционное обучение в 2020 году ни одно из этих преимуществ реализовать не удалось.

Во-первых, из-за выбранного формата занятий: обычные уроки были просто переведены в формат видеоконференций с использованием Zoom и аналогичных сервисов. 

Во-вторых, к дистанту Россия оказалась неготовой технически. Нестабильный интернет-канал, отсутствие компьютеров у некоторых учеников и даже у учителей, сбои наспех разработанных платформ для дистанционного обучения.

В-третьих, все произошло слишком быстро. Многие взрослые и дети не сразу разобрались в программах и сервисах, необходимых для обучения. 

Вопреки ожиданиям, нагрузка на преподавательский состав не снизилась, а возросла многократно. Ученики же, наоборот, расслабились. На уроках можно не работать (и даже не присутствовать), а домашние задания — списать.

«Без практики теория мертва»

Основная проблема оказалась в практических заданиях. Ведь математика (а также химия, физика, русский язык) — это практика. И на экзаменах нужно не пересказывать заученные правила, а решать задачи и примеры.

А что было в 2020? Классная работа есть — но ее сложно проконтролировать. И домашние задания никуда не делись. Только все они давно уже выложены на соответствующих сайтах. Кто будет делать задание самостоятельно, если его можно списать? И дети не удержались от искушения. 

В результате реальных знаний школьники не получали. И в обществе сформировалось негативное отношение к дистанционному обучению в целом.

Хотя статистика выглядела красиво. По итогам 2020 года многие троечники превратились в твердых хорошистов. Да-да, благодаря готовым домашним заданиям и сложностям с их проверкой.

2021 год расставил все по местам. И что же, конец дистанту? Нет, это только начало.


Какой должна быть система дистанционного обучения?

Нет смысла разрабатывать систему дистанционного обучения с нуля. Стоит воспользоваться положительным опытом образовательных платформ, таких как Coursera, Skillbox и Stepik.

Принципы их построения:

  • теория представляется в виде уроков в записи, интерактивных учебных пособий. Для школ можно создать общероссийский банк уроков для того, чтобы школьник мог выбрать преподавателя с подходящей подачей материала;
  • вопросы по пройденной теме можно задать на семинарах или консультациях в режиме онлайн;
  • домашние задания индивидуальны, ответы на них невозможно найти в открытом доступе или списать у одноклассников.

Но внедрить подобную систему быстро не получится. Да и будет ли она в России именно такой, неизвестно. Ясно одно: информационные технологии пришли в нашу жизнь навсегда. И с ними не нужно бороться. Наоборот, важно научиться использовать их.

Что делать родителям?

Образование детей — ответственность родителей. Не школы, не министра образования, не президента. Это не означает, что мама и папа должны обучать ребенка самостоятельно. Но создать для этого условия они обязаны.

Компьютер и стабильная связь сейчас такая же необходимость, как ручки, тетради и карандаши. Это приемлемые для большинства семей затраты, ведь речь идет не о современном игровом ноутбуке, а о ПК для учебы, цена которого на Авито не превышает 10 тысяч.

А еще, очень важно научить ребенка учиться. В том числе, выполнять практические задания. Как этого добиться? 

  • первый вариант — перевести ребенка в онлайн-школу. В нашей стране такие учебные заведения существуют уже несколько лет и образовательный процесс в них налажен. В том числе, решен вопрос со списыванием домашних заданий;
  • второй вариант — курсы по отдельным предметам. Это может быть как курсы ОГЭ, подготовка к ЕГЭ, так и углубленное изучение любой интересной ребенку дисциплины. Думаете, что это дорого? Нет. Есть недорогие и даже бесплатные варианты;
  • третий вариант — репетитор онлайн. В Сети можно найти репетиторов по любым предметам. Расценки разные, и в среднем это, конечно, дороже, чем онлайн-курсы. Но это прекрасная возможность для ребенка из провинции позаниматься со столичным преподавателем;
  • четвертый вариант — изучение иностранных языков. Интернет предоставляет для этого прекрасные возможности: фильмы, песни, книги и даже общение с носителями языка.

Словом, нужно дать ребенку возможность адаптироваться в новом цифровом мире. И контролировать, как он эту возможность использует.

Текст предоставлен: Информационное агентство «VolgaDay»

Поделитесь новостью со своими друзьями!
-->