Внутренние цены на коксующийся уголь растут вслед за мировыми. Ключевая для металлопроката руда подорожала на треть. Это отразится на строительстве, производстве каучука, аммиака, пластмасс, смол, асфальта. Несмотря на большие запасы и собственную добычу, правительство не может договориться с угольными компаниями.
Россия обладает вторыми в мире запасами угля — около 162 миллиардов тонн и занимает третье место среди крупнейших экспортеров. Ежегодная добыча — 437 миллионов тонн, дефицита нет, однако угольные компании все равно подняли внутренние цены. Минпромторг обратился в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Замминистра Виктор Евтухов отметил, что обещание угольщиков взвинтить тарифы вслед за мировыми на 40% «категорически неприемлемо в текущих условиях».
Реальный рост оказался ниже — 30%. Министерство намерено предотвратить скачок стоимости металлопродукции, в которой используется коксующийся уголь. ФАС и Генпрокуратура проследят за ситуацией.
Минэнерго заявляет, что уголь минимально влияет на конечную стоимость металла. Но от угольного концентрата на 30-40% зависит цена горячекатаного стального проката.
«Порой выгоднее импортировать уголь, чем покупать у своих», — говорит эксперт по цифровизации и повышению эффективности горнодобывающей отрасли Роман Киселев.
Вместе с тем компании стремятся продать сырье с максимальной выгодой, поэтому поставки уходят за рубеж по более высокой цене — особенно туда, где есть дефицит.
Россия обеспечивает 17,6% мирового экспорта. В то же время Австралия и Индонезия покрывают приблизительно по трети, и именно эти страны могут сильно влиять на цены.
Себестоимость угля складывается из затрат на добычу, оборудование, транспортировку, заработные платы, налоги и другие, менее очевидные статьи: например, развитие транспортной и городской инфраструктуры.
«Сегодня порядка 70% экспортного грузопотока идет на Дальний Восток. Спрос на перевозку в этом направлении высок, а магистраль одна», — поясняет Киселев.
В этом случае инвестиции в модернизацию железнодорожной сети необходимы, пусть и за счет роста тарифов, так как это важнейший канал для наращивания поставок в Азию. Кроме того, на цены влияют горно-геологические факторы, погодные и рыночные условия, санкционные ограничения.
Так или иначе мировые тарифы окажут воздействие на внутреннее ценообразование хотя бы потому, что налог на добычу привязан к зарубежному индексу SGX TSI FOB Australia Premium Coking Coal. И в четвертом квартале Минфин планирует увеличить сбор с угольных компаний. При этом, по словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, в 2022 году сырье продавали с дисконтом 50-60%. Кроме того, существенно возросли тарифы на ж/д и морские перевозки. А с начала этого года экспортные поставки российского угля подешевели на 15-18%.
В обычных условиях цены корректируются за счет сокращения затрат, развития технологий и расширения рынков сбыта. Однако сейчас это не работает.
«Отрасль вынуждена действовать под колоссальным внешним давлением. Необходимо прежде всего искать решения внутри страны. Нужно вкладывать средства в развитие углехимии и рассмотреть возможности госрегулирования. Например, ввести мораторий на индексацию тарифов грузоперевозки», — считает Киселев.
Эксперты обращают внимание, что повышение цен — не всегда плохо. Высокая рентабельность позволит нарастить добычу, обеспечит рост предложения, бесперебойную работу предприятий, развитие промышленных центров и в итоге все равно приведет к удешевлению конечного продукта.
Исполнительный директор ООО «ЧЕТРА» Владимир Антонов отмечает, что искусственное ограничение рентабельности сделает отрасль менее привлекательной. Результатом станет сокращение добычи, потеря рабочих мест, нехватка руды и опять же — рост тарифов. Рынок сам регулирует стоимость продукции, и грубое вмешательство не принесет пользы.
В целом эксперты прогнозируют снижение цен в этом году. В числе основных причин называют изменение курса национальной валюты и снижение мирового потребления из-за экономического спада.
«При укреплении рубля экспорт дешевеет. Это отражается и на внутреннем рынке. К тому же на динамику влияет сокращение производства металлургической индустрии в России», — указывает управляющий директор Загорского трубного завода Иван Михин.
Киселев оценивает влияние валютного фактора в 15% и производственного — в 25. Кроме того, рост импорта и снижение мировых цен дадут 30 и 10 процентов соответственно. По его словам, это может произойти в течение ближайших шести месяцев и приведет к резкому снижению цен на уголь на российском рынке.
Текст предоставлен: Информационное агентство «VolgaDay»,
зарегистрировно Роскомнадзором ИА № ФС 77-79528
Добавьте «VolgaDay» в источники
Не забудьте поделиться новостью!
Хотите высказаться? Тогда вам сюда