В США рассказали, что астронавты «Челленджера» не погибли при взрыве шаттла

В Соединенных Штатах Америки недавно увидела свет книга под названием «Горящая синева: нерассказанная история Кристы Мако?лифф и «Челленджера». На ее страницах автор рассказал, что все члены экипажа шаттла «Челленджер», который взорвался после старта 35 лет назад, еще какой-то период были живы и в сознании, пишет издание Газета. Ru.

В тот момент, 28 января 1986 года, запуски шаттлов стали привычными, поскольку к концу января 1986 года космические челноки выполнили 24 миссии на орбиту по программе Space Shuttle. В это день стартовал очередной шаттл США — «Челленджер». Присутствие на его борту гражданского специалиста было, пожалуй, единственным, что привлекало к нему повышенное внимание.

Вот списочный состав команды «Челленджера» из 7 человек: командир Фрэнсис Скоби, второй пилот Майкл Смит, научные специалисты Эллисон Онидзука, Джудит Резник и Роналд Макнейр, а также специалист по полезной нагрузке Грегори Джарвис и Шэрон Криста Маколифф, летевшая в космос первый раз. Американский педагог стала астронавтом в качестве первого участника проекта «Учитель в космосе».

Трибуны для гостей были переполнены, в тот день на них присутствовало множество почетных гостей, начиная с президента США Рональда Рейгана. Все гости рассматривали стартовую площадку в бинокли. Еще миллионы граждан США видели все дома благодаря телетрансляции с мыса Канаверал. Погода того дня была идеальной для старта: безоблачное небо, яркое солнце, слабый ветер.

Правда, ночью перед стартом над космодромом прошла ледяная буря. Из-за этого соединения и уплотнительные кольца на ускорителях переохладились и обледенели. Температура воздуха ночью была рекордно низкой. В 11 часов 38 минут был дан старт и «Челленджер» устремился в космос. Только шаттл стартовал, из стыков нижней и средней секций ускорителя справа стал виден белый дымок. Его зафиксировали кинокамеры.

После катастрофы, подвергнув анализу эти кадры, специалисты выдвинули гипотезу, что это выходил водяной пар. Когда скорость челнока стала вдвое больше скорости звука, командир Майкл Смит догадался — что-то не так. Он сидел в кабине на правой стороне, и мог видеть в иллюминаторе огненный хлопок пара либо пламени.

«Ах, ох», — успел произнести он на 73-й секунде полета.

Центр управления зафиксировал по радио эти его последние слова. И сразу же на мониторах ЦУПа высветились аварийные надписи, что в правом твердотопливном ускорителе снижается давление. Комиссия выявила гораздо позднее, что из-за повреждения уплотнительного кольца на старте произошло разрушение. Этому предшествовали условия низких температур. Между секциями правого ускорителя вследствие повреждения уплотнения возникла щель. В нее устремились продукты сгорания.

Огненный смерч начал лизать распорку, фиксирующую ускоритель. Только «Челленджер» вырвался из наибольшего динамического давления, распорка расплавилась, ускоритель кувыркнулся, пробил дно бака с водородом в топливном отсеке вместе с кислородным резервуаром. На 73-й секунде после старта на высоте ориентировочно 14 км топливо на борту взорвалось. Челнок моментально разлетелся на фрагменты, упавшие в воды Атлантического океана.

В тот же миг неизвестный офицер ВВС, отвечавший за это, нажал специальную кнопку. Произошла самоликвидация твердотопливных ускорителей, летевших отдельно от корабля. Так задумано, чтобы обломки упали в море, а не над территорией, населенной людьми. Но после всего этого капсула с астронавтами осталась целой. Произошло ее отделение от «Челленджера» в целости и сохранности. Все семь человек «были в сознании, по крайней мере, в самом начале. Астронавты сориентировались, что ситуация вышла из-под контроля», — пишет Кевин Кук в своей книге об учительнице.

При взрыве внутри капсулы перегрузка возросла до 20G. Это в 3 раза больше тех, что с ними экипаж тренировался на Земле. Гораздо позже комиссия огласила, что такая перегрузка не была смертельной для людей, а вероятность травм была низкой. Обследуя обломки, комиссия выявила, что разгерметизации при взрыве не произошло, и люди были в сознании. Три астронавта успели даже надеть свои аварийные кислородные маски. Командир Смит пытался задействовать двигатель шаттла — об этом говорил включенный тумблер на его панели управления.

«Что они должны были сделать в тот момент? Скоби и Смит попытались бы вернуться на Землю», — рассуждает в книге бывший сотрудник NASA Керри Джоелс.

Капсула с экипажем по инерции продолжала подниматься еще 20 секунд, после чего упала в океан в 20 километрах от старта. Падение заняло более двух минут, скорость при ударе составила свыше 330 км/ч. Свидетелями катастрофы стали миллионы телезрителей. При этом даже ведущий репортажа поначалу не понял, что же произошло. В течение нескольких секунд после взрыва он продолжал рассказывать о полете:

«Контроль полета показывает, что все идет нормально. Очевидно, имеются некоторые неполадки. Мы не имеем связи».

Президент Рейган назначил специальную Комиссию под руководством бывшего госсекретаря США Уильяма Пирса Роджерса для расследования крушения. Она пришла к выводу, что определяющими факторами, приведшими к катастрофе, послужили недостатки корпоративной культуры безопасности и процедуры принятия решений NASA. Комиссия с пристрастием допрашивала на закрытых заседаниях высших должностных лиц NASA и инженеров компании Morton Thiokol — поставщика ракет-носителей на твердом топливе. 

Как выяснилось, руководителям NASA с 1977 года было известно о потенциально опасных дефектах твердотопливных ускорителей, поставляемых Morton Thiokol, однако они не обращали на это должного внимания. Они также пренебрегли предупреждениями конструкторов об опасности запуска корабля в условиях низких температур того утра на мысе Канаверал и не доложили вышестоящему начальству о своих опасениях.

Поделитесь новостью со своими друзьями!
-->