Военные США готовятся переехать ближе к России с Ближнего Востока

Соединенные Штаты Америки отдаляются все дальше от территории Ближнего Востока. В Ираке их военная миссия завершена, из Афганистана миротворческий контингент выведен. По утверждению американских официальных представителей, ближневосточный терроризм побежден. Однако в действительности такие лозунги могут оказаться только политической завесой. На какое направление бросят теперь воинов США и наступит ли в Ираке мирная счастливая жизнь, разбиралось издание РИА Новости. 

«На Ближнем Востоке Ирак имеет для нашей страны чрезвычайно важное значение. Поэтому мы слишком глубоко были вовлечены в его жизнь и будущее в течение всей моей карьеры», — такими проникновенными выражениями Джозеф Байден обратился к премьеру Ирака Мустафе аль-Каземи в Белом доме, начиная встречу на высшем уровне. 

Глава Белого дома был сенатором, когда в 2003 году военнослужащие США ворвались в эту страну. В 2010 году Белый дом первый раз объявил об окончании боевых действий в Ираке. В тот момент Джозеф Байден находился на посту вице-президента. Через 4 года американцы начали в стране операцию «Непоколебимая решимость», теперь уже против ИГИЛ. И вот сейчас Джо Байден официально декларирует окончание американской военной миссии в этом многострадальном государстве. 

«Миссия Соединенных Штатов Америки» в Ираке такова: быть доступными для мирового сообщества, продолжать обучение местных людей, помогать силам безопасности Ирака», — продолжил глава США. 

Больше уточнений не было. Журналисты даже не получили от Байдена ответ на их вопрос о том, какие воинские подразделения оставляют в Ираке до декабря. 

«Ситуация в стране покажет», — несмело уточнила Джен Псаки. 

В Пентагоне заявили, что США «не следует игнорировать проблем Ближнего Востока, просто следует найти другой вариант их решения». Небольшой контингент войск останется в стране. Америка сосредоточена на другом — угрозам из России и Китая. Сейчас в Ираке 2500 солдат США, Дональд Трамп уже сократил часть военных в конце 2020 г. Есть одна база Айн аль-Асад — в 160 км на север от Багдада. 

Невзирая на разгром ИГИЛ, объявленный в 2017-м, сейчас также бывают теракты. Возле багдадского рынка неделю назад исламисты взяли на себя ответственность за взрыв автобуса. Ориентировочно погибли 30 людей. Удары американцам наносят отряды боевиков, которых поддерживает Иран. В марте на Айн аль-Асад последовал ракетный удар, погубивший одного мирного жителя. Боевой БПЛА, начиненный взрывчаткой, атаковал эту же базу в мае, в июле — снова ракеты, трое раненых. 

Премьер-министра Ирака Мустафу аль-Каземи Вашингтон считает дружественным руководителем государства. Глава страны пытался урезонить группировки, связанные с Ираном. Одновременно атаки авиации США, нанесенные не так давно по проиранским воинским формированиям вдоль сирийско-иракских рубежей он подверг осуждению. Аль-Каземи назвал их нарушающими суверенитет Ирака. 

Америка широко хвалит премьер-министра за то, что он активно восстанавливает государство. В июне Багдад посетили король Иордании Абдулла II и лидер Египта Абдель Фаттах аль-Сиси. Впервые египетский президент приезжал в Ирак с 1990-х. 

Соединенные Штаты Америки будут отправлять в Ирак 500 тысяч доз вакцины Pfizer в рамках международной программы COVAX. Байден заверил премьера, что она поступит в ближайшие 2 недели. На Ближнем Востоке увеличилось инфицирование коронавирусом. Одновременно стали часто вспыхивать возгорания в медицинских учреждениях. 

Вместе с этим Вашингтон перечислит $5,2 млн на миссию ООН, чтобы наблюдали за выборами в парламент. После ряда переносов выборы наконец-то пройдут в октябре. Политологи утверждают, что аль-Каземи должен иметь успех. 

США не будут уходить из Ирака на 100%. Вашингтон весьма долго добивался присутствия на этой стратегически важной площадке. Это утверждает политолог, аналитик совета Российской Федерации по международным вопросам Елена Супонина. То, что объявили вывод войск, она считает политической завесой. Просто выполняются обещания, данные Байденом американским избирателям. Общественное мнение иракцев тоже важно. 

«Политики страны нажимают на премьера Мустафу аль-Каземи. Положение с политикой в Ираке сложное, кресло премьера неустойчивое», — говорит Супонина. 

Семь лет назад, когда Соединенные Штаты Америки заново вернулись в Ирак, реальной была война с терроризмом. Об этом вспомнил публицист и востоковед Андрей Онтиков. 

«Американцы сыграли важную роль в победе над ИГ. Есть, конечно, вопросы к методам, которые они использовали, например, в Мосуле — город практически полностью разрушили». 

Сейчас же иракские власти сами попросили американцев уйти. 

«Когда Дональд Трамп прилетел на базу в Ираке, посол США чуть ли не приказал иракскому премьеру поехать туда и встретиться с президентом. Тот отказался. Эта история попала в СМИ, был большой скандал, — рассказывает собеседник РИА Новости. — А потом американцы нанесли удар по аэропорту Багдада, убив Сулеймани. Опять заговорили о необходимости вывода американских войск». 

И все же военнослужащие США вряд ли сразу вернутся домой, полагает научный сотрудник Центра востоковедческих исследований Данила Крылов. 

«Скорее всего, будет традиционный фокус с переходом из одной арабской страны в другую — в данном случае в Сирию. Минобороны России не раз сообщало, что американские военнослужащие из Ирака переезжали на базы в Сирии», — поясняет эксперт. 

Весьма вероятно, что штабы, центры сбора разведданных в Ираке переведут из военного блока в дипломатический. 

«Давно известно, что американцы используют дипломатический иммунитет для разведывательных и других спецслужб», — добавляет Крылов. 

Внимание — на Китай. Многие американцы считают, что, пока они боролись с терроризмом, не уделяя должного внимания другим регионам, на Дальнем Востоке силу набрал Китай. Теперь это главная угроза для США, и все силы следует бросить туда. В приоритете с некоторых пор — не Центральное, а Тихоокеанское военное командование. Логика новой эры великодержавного противостояния с Китаем заставляет США переосмыслить цели и сместить акценты, указывает Максим Сучков, директор Центра перспективных американских исследований ИМИ МГИМО. 

«Противостояние может быть длительным, значит, надо избирательнее подходить к использованию ресурсов. Ближний Восток давно тяготил Вашингтон, однако попытки Обамы и Трампа как-то оптимизировать военное присутствие там встречали сопротивление Пентагона», — говорит он. 

Но если все же подводить черту, итоги не самые успешные: американцам так и не удалось выстроить самостоятельно функционирующую обороноспособную систему в Ираке. С их уходом мир и спокойствие не наступят, террористическая угроза не исчезла. Время покажет, как будут работать американские инструкторы и советники в новых условиях.

Поделитесь новостью со своими друзьями!
-->